Приветствую Вас Гость!
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Азия – Европа - Азия
Клуб туристов «Горизонты Урала» совместно с национальным парком «Таганай» и Миасским городским обществом инвалидов провели поход-акцию для людей с ограниченными физическими возможностями «Таганай для всех» по маршруту Азия – Европа – Азия.

В состав группы вошли:

Копанцев Игорь
– участник-колясочник, член Миасского городского общества инвалидов;
Александр Попов – участник-колясочник, член Миасского городского общества инвалидов;
Оксана Андреева – участник, член Миасского городского общества инвалидов;
Гиниятуллина Салима – врач, г. Челябинск;
Гиниятуллина Венера – сопровождающий, г. Челябинск;
Арбузин Евгений – сопровождающий, общественная организация «Молодая гвардия», г. Карталы;
Лепецкий Роман – сопровождающий, общественная организация «Молодая гвардия», г. Карталы;
Юмин Павел – старший инспектор ФГУ НП «Таганай», г. Златоуст;
Заушицын Василий Николаевич – директор клуба туристов «Горизонты Урала», г. Миасс – руководитель похода.

Учитывая опыт предыдущих походов, мы поняли, что Таганай одним энтузиазмом не взять, поэтому в октябре 2010 г. мы уже начали подготовку к следующему походу.

Большое спасибо жителям города Миасса за помощь в приобретении активных инвалидных колясок и снаряжения для походов.

Учитывая сложность и протяженность маршрута, директор национального парка «Таганай», Яковлев Алексей Михайлович, предоставил в качестве сопровождения старшего инспектора Павла Юмина с квадроциклом. Ребята – участники похода проходили теорию и практику начальной туристкой подготовки.

Готовились к трудностям, но трудности превзошли сами себя.

1.08.11

В 8.00 – сбор в городском обществе инвалидов. Последние наставления, проверка снаряжения. Все это немного затянулось. Но вышли по графику.

Кордон «Липовый» на оз. Тургояк. Выгружаемся из «Газели». Здесь нас встречает моросящий дождик. Настроение падает и хочется обратно в город, где остался уютный диван а на газовой плите закипает крепкий кофе. Но «непогода нынче в моде, в непогоде благодать...»

«Газель» рванула, не оставив нам права выбора. Мы же с ужасом глядим на наши рюкзаки-захребетники. Пытаемся под них подлезть и самостоятельно оторвать от земли, но это удается немногим. Приходится подставлять товарищеское плечо, то есть руки, и помогать друг другу втискиваться в эти «горбы».

Шатающейся походкой двинули «в манящую даль». Ноги разъезжаются в грязи, ребята на колясках буксуют. Романтика… «Сверху сыро, снизу грязно, посредине безобразно…» Уже после первых метров хочется домой. Но задача есть задача. Хотели трудностей, получите их сполна…

Вот первый настоящий привал, а не перекур. Сбросив с натруженных плеч «наездников», «быстро», как в такой ситуации возможно, приготовили свой первый чай.

По окончании обеда глаза потеплели, и на лицах появилось подобие улыбки. Ребята на колясках начали шутить. В общем, обед удался. Короткие сборы и в путь.

Как там в песне поется??? «Эх, дороги, пыль да туман…». У нас немного по-другому, но что «эх, дороги…» – это точно.

Речка Куштумга подняла после дождей свои бурные воды. Сгоряча, наскоком думали проскочить, но не вышло. Пришлось наводить воздушную переправу. «Переправа, переправа. Берег левый, берег правый». От реки дорога пошла на некрутой подъем. Преодолев несколько ручьев вброд, мы понимаем, что до намеченной цели-стоянки нам сегодня не дойти. Ищем удобное место, и вот наша первая стоянка.

Стоянка!!! Как много радостных звуков в слове этом… Скинув рюкзаки, мы, не сговариваясь, бредем за дровами. Обыденная походная суета. Принесенные дрова ребята-колясочники распилили и вскоре запылал веселый жаркий костер. После сытного ужина глаза стали слипаться, и все разошлись по палаткам, закончился первый походный день…

2.08.11

Серое утро. Выходить из палатки, особого желания нет, есть желание – еще немного поспать. Пять минут борьбы с самим собой, и я выхожу из палатки, занимаюсь костром. Пламя весело заплясало на ветвях, Оксана готовит первый завтрак.

Даже аромат приготовленной каши не может разбудить спящий народ, но после угрозы, что каша пойдет в качестве «откупа» диким животным, народ потихоньку потянулся к костру.

Утренние сборы, суета. На маршрут выходим по графику. Пересекаем вброд небольшие ручьи. Дорога становится круче, и создается впечатление, что кто-то специально набросал на нее камней.

О – о – о!!! Какая радость!!! Наверное, Колумб меньше радовался, увидев землю, чем мы, повстречав Павла с квадроциклом. Перегрузив часть вещей на «квадрик», оставив в рюкзаках лишь самое необходимое снаряжение и двухдневный запас продуктов, мы продолжаем подъем на перевал.

С каждым часом подъема рюкзаки становятся тяжелее. Натруженные плечи заныли. Порой приходится передвигаться «челноком», вначале поднимать рюкзак, затем помогать ребятам на колясках. От усталости начало пошатывать, а рюкзаки все больше «упираются» и не хотят «отрываться» от земли. Даже обед не добавил настроения. Перед перевалом дорога «встала на дыбы», пришлось работать с альпинистским снаряжением и подниматься при помощи веревок.

Перевал Горелый находится на хребте Урал-Тау, по которому проходит условная граница Европа – Азия. Мы пришли из Азии, впереди нас ждет Европа.

Даже от победы над перевалом мы не чувствуем особой радости, лишь сильную усталость. Что нас ждет впереди, за перевалом???

Спуск начинаем в сумерках. У Игоря и Саши распухли руки от работы колесами. На спуске такими руками тяжело удержать «убегающие ноги»… Чтобы встать на ночлег, нам необходимо дойти до ручья, а он будто специально от нас скрывается. Дорогу преграждают огромные, глубокие лужи. Местами ребят с колясками приходиться переносить на руках, где-то прорубаться сквозь тайгу. Идем на пределе. Еще немного, и мы рухнем от усталости.

В темноте, услышав долгожданное пение ручья, мы сбрасываем с натруженных плеч рюкзаки. В этот миг я понимаю, что эта песня – самая желанная и лучшая песня в данный момент.

Тепло и свет костра согревает наши души… Приготовленный ужин мы «забрасываем» в себя, не ощущая вкуса пищи, и разбредаемся по палаткам. Глаза слипаются, хочется спать. Лежа в палатке, я задумался: «Мы – относительно здоровые люди, без физических ограничений, валимся от усталости. Каково же Игорю и Саше на колясках, когда колеса буксуют в грязи, «спотыкаются» о камни и корни?» Мы ни разу не слышали от них ни стона, ни жалобы.

Да, сейчас я понимаю, как «устать от усталости»…

3.08.11

Утро. Дождь. Не отдохнувшее за ночь тело. Такое впечатление, что закрыл глаза и сразу их открыл, даже вздремнуть не успел… Стук дождя о полог палатки, действует усыпляющее. Сегодня из палатки выходить в тысячу раз сложнее, чем вчера. Только усилием воли заставляю себя сделать это. Следом за мной встает Оксана, похоже, мы – «вечные» утренние дежурные. Завтрак готов, но народ не торопится выходить из палаток под дождь. Приехал Паша на «квадрике». Решено, все вещи грузим на «квадрик», оставляем лишь самое необходимое. Дорога от дождя «раскисла», ноги в грязи разъезжаются, коляски «упираются», «буксуют». На лужи и ручьи мы уже не обращаем внимания, «прём» напрямую. Часа через два дождь прекратился, выглянуло солнце и сразу стало нас согревать.

Неожиданно тайга расступилась, и мы вышли на поляну. Перед нами открылась сказочная панорама: сияющий на солнце и манящий нас своим величием Дальний Таганай. Завтра мы должны совершить на него восхождение, но, похоже, откажемся. Мы сильно устали, а за ночь, я думаю, восстановиться невозможно. Что ж, пусть Дальний Таганай останется в наших грезах. Вдали упирается в облака своей вершиной г. Круглица – это высшая точка хребта Таганай. Запечатлев красоту панорамы, мы продолжаем свой путь.

Дорогу к приюту нам преграждает река Киалим. Ее бурные воды не сравнятся с Куштумгой. Сейчас мы понимаем, что Куштумга – это спокойный ручей, а не «ревущий демон». Кажется, сам дух Таганая не хочет нас пускать. Приют «Киалим» – на противоположном берегу от нас, это наш базовый лагерь, но как же туда переправиться? Воздушную переправу не навешать, – на противоположном берегу нет ни одного подходящего дерева. По мостику ребят не провести, он слишком узкий. Коляски шире мостика. На руках – не перенести, есть шанс нырнуть в бушующий поток вместе с ребятами. Решили сделать переправу на «квадрике», он, словно Конек-Горбунок, перенес Сашу и Игоря к приюту. Пока мы разбирали и сушили вещи, Володя, дежурный по приюту, приготовил нам баньку.

Русской бане можно петь оды. Это самое замечательное изобретение человечества. Не зря на Руси баня считалась «чистилищем», то есть очищением. В баньку мы шли, ели волоча от усталости ноги. Переступив порог, сразу почувствовали аромат пихтового и березового веников. Когда после парной наши разогретые тела окунулись в холодную воду Киалима, а затем вновь в парилку… мы испытали блаженство!!! Почувствовали прилив сил. Перестали ныть наши плечи, исчезла усталость. Мы как будто заново родились!!!

После баньки, испив ароматного чая, мы решили совершить утром плановое восхождение на Дальний Таганай. Ну что ж, утро вечера мудренее…

4.08.11

Утром, быстро позавтракав и собрав в рюкзаки самые необходимые вещи, мы вышли на «штурм» Таганая. На общем совете решили – лучше сделать крюк в 3 км по дороге, и пройти всего 800 м по болоту, чем идти коротким путем – 2 км, но целиком по болоту. Сразу после приюта дорогу нам преградило оно, родимое. Игоря и Сашу решили переправить через болото на нашем «Коньке-Горбунке». А мы «вкусили прелесть романтики», тина разве что не свисала с наших ушей. Брели по болоту, которое закончилось через 800 метров. Но наша радость была преждевременной, еще через 100 метров камни «полезли» из-под земли, словно грибы, а ребята-то идут на колясках... «Проползли» 1.700 км, дальше дорога показалась асфальтом, если не замечать «перебегавших» её корни деревьев.

Вышли на Стрелку. «Стрелка» – это не по понятиям братвы – разборка. «Стрелка» – это название места, где расположен перекресток дорог. Здесь мы сделали небольшой привал. На привале было время подумать, как в сказке о былинном богатыре: «Направо пойдешь – в Златоуст попадешь, налево пойдешь – до Таганая дойдешь, прямо пойдешь – «Три брата» встретишь».

Да, есть о чем призадуматься. До Златоуста – 22 км по болотам, нам туда не надо. «Три брата» – хорошо, но немного позднее. Выбор не велик, – идем на Таганай!

«Асфальт» скоро закончился, и начался пятикилометровый подъем.

Первые сто метров шли бодро, с шутками и улыбками на лицах. Дорога сильно разбита «квадриками», – так что скоро улыбки исчезли с наших лиц. Через километр мы стали мокрыми от пота и почувствовали на себе всю экзотику тайги. Жара! Комары, мошка и еще какие-то летающие «вампиры» облепили наши тела. Правда, комаров мы даже начали «уважать», – они, словно, «джентльмены», прежде чем укусить, полетают вокруг и своим жужжанием предупредят, чего хотят. А мошка и прочая нечисть набрасывается без предупреждения. Так что шутки ушли в прошлое, а наши лица стали похожи на … нет, все же на лица. Игорю и Саше на колясках приходилось намного труднее, мазь не помогала от насекомых, отмахнуться от них нельзя, так как руки заняты колесами.

Еще через полтора километра я задумался над словами песни неизвестного мне автора: «Умным – горы надо, чтобы обходить. Нам они нужны, чтобы их любить…». Как мне захотелось в этот момент стать «умным».

Время остановилось, дыхание сбилось, а ТО, по чему мы идем, – дорогой назвать невозможно…

Неожиданно деревья стали низкорослыми, и мы вышли к вершине!

На вершине Дальнего Таганая находится зона тундры. Как красочна она!!! Зеленый мох, дымчатый ягель, сине-голубая голубика, красная брусника, черная шикша и синие колокольчики! Какой чудный ковер сотворила МАТЬ-ПРИРОДА!!! Пройдя по тундре, мы выходим на вершину 1112 м.

Ура!!! Мы сделали это!!! Мы преодолели себя!!! Мы – на вершине!!!

Счастливые улыбки, сияние глаз, сердце готово лететь из груди, а душа поет – нет, кричит – ПОБЕДА!!!

Для людей, которые самостоятельно передвигаются, эта вершина не представляет особого труда для восхождения. Так, небольшая прогулка.

Для ребят на коляске это их Эверест. И то, что считалось два года назад невозможным, стало возможным с клубом туристов «Горизонты Урала», с помощью дирекции национального парка «Таганай» и ребят- сопровождающих из общественной организации «Молодая гвардия» г. Карталы.

Сейчас мы можем сказать с гордостью:

Таганай для всех!!!

Создается впечатление, что сама природа прониклась уважением к ребятам на колясках. Прекратилось всякое движение воздуха. Тишина и спокойствие. Лишь теплые лучи солнца ласково греют нас. А видимость!!! Такой я ни разу не видел здесь!!! На горизонте нет дымки и невооруженным глазом видны дома родного города Миасса.

На Дальнем Таганае в советское время находилась метеостанция, в наши дни – приют «Метеостанция Таганай». Это наш очередной отель.

5.08.11

Утренняя свежесть бодрит. Охотники за фото-трофеями вышли на охоту.

Рассвет – пробуждение природы, воспет у многих классиков – писателей и поэтов. Так красочно и поэтично, как они, я свои чувства передать не могу. Скажу лишь одно, рассвет, это рождение нового дня. И если младенец свое появление на свет заявляет громким криком, то новый день свое рождение оповещает пением птиц.

Встретив небесное светило – СОЛНЦЕ, побродив по высокогорной тундре и запечатлев то, на чем остановился мой взор, я вернулся в наш «отель». Здесь меня ожидала обыденная суета. Завтрак, сбор, прощание. Прощание с метеостанцией, которая приютила нас на ночь. Прощание с вершиной 1112 м. И прощание с великолепной панорамой гор. Последний взгляд на тундру и вниз.

Спуск всегда сложнее, чем восхождение. Даже для человека, который передвигается свободно, самостоятельно, не говоря о тех, кто передвигается на инвалидной коляске. «Ноги»-коляски пытались сделать различные кульбиты. То вставали на «дыбы» и со стороны казалось, что ребята упадут на спину. То резво набирая скорость, неслись под гору. Иногда «запинались» за корни или камни, норовили выбросить ребят из кресел. Но Игорь и Саша ловко управляли своими колясками, чувствуется опыт. И когда у нас, наблюдающих со стороны, замирает сердце при виде того, как ребята преодолевают очередное препятствие, то в это время у них появлялся азарт и какой-то особенный блеск в глазах от очередной полученной порции адреналина.

Спуск закончен, мы вновь на Киалимском приюте, который нам стал родным как дом. Немного уставшие, но довольные, мы готовимся к завтрашнему дню.

6.08.11

Сегодня у нас дневка. Как ласкает это слово слух туриста, побывавшего в сложном походе. Для городского неискушенного человека это простой звук. А для нас это словно глоток воды для путника в пустыне.

Дневка – это значит, что утром тебя никто не разбудит противным криком «Подъем!». Не надо никуда собираться и идти. А можно до обеда просто спать.

Правда необходимо подготовиться к завтрашнему дню, перебрать и починить снаряжение. Сделать ревизию продуктам и т.о. коляскам. Но это все в течение дня, и не напрягаясь.

Приятно подставлять под ласковые теплые лучи солнца свои уставшие плечи. Или окунуться в успокоившиеся воды Киалима. День пролетел незаметно, вечером снова банька и звуки гитары.

Завтра дорога домой…

7.08.11

Утром, как обычно, сбор. Через Киалим ребят переправили на «квадрике». Да, не зря говорят, что дорога домой всегда короче и ноги сами бегут. На обратном пути мы не замечаем ни ручьи, ни лужи, которые в начале нашего пути преграждали дорогу. Незаметно для себя мы вышли на перевал. До свидания Европа, здравствуй Азия!

На спуске с перевала приходится ускорять шаг, чтобы не отстать от ребят на колясках. Вот стоянка на речке Сухокаменке. Это расстояние в начале маршрута мы преодолели за два дня. Сегодня проскочили его за день.

Здесь мы должны расстаться с Павлом и с «квадриком». На прощание пьем чай и желаем удачной дороги домой. Немного грустно расставаться. Большое спасибо ему за помощь и поддержку в походе.

«Квадрик» рванув с места, умчал Пашу в Европу, а мы стали ставить палатки, готовить дрова. Вечером у костра знакомимся с местными легендами. Завтра у нас последний переход до озера Тургояк.

8.08.11

Сегодня утром, к моему большому удивлению, никого не надо было будить. Народ сам, без противной команды «Подъем!», стал выползать из палаток. Кто-то начал сразу разжигать костер, кто-то ставил котелки на огонь. Пока готовился завтрак, мы собирали палатки и упаковывали рюкзаки. После завтрака – в путь.

Дорога за эти дни подсохла, так что идти стало значительно легче. Ноги не разъезжались, а коляски не «буксовали» и не «упирались». Так что до кордона «Липовый», где мы начинали свой маршрут, мы дошли быстро. От него осталось полтора километра до озера.

Грунтовая дорога, укатанная авто, показалась нам автобаном. По ней коляски рванули с удивительной быстротой, впору было ставить знаки с «ограничением скоростного режима» для колясок.

Дорогу нам преградил шлагбаум. Это стоянка Ильменской турбазы на берегу озера Тургояк. Тургояк переводится с тюркского языка, как стоп-нога. Вот и мы никуда не пойдем. Спасибо дирекции турбазы за предоставление места для стоянки. Здесь последняя наша ночевка.

Скинув с себя рюкзаки, мы сразу окунулись в прозрачную, прохладную воду, чтобы смыть с себя пыль дорог.

Тургояк занимает второе место в мире по прозрачности воды, его называют «младшим братом Байкала». Самая большая глубина озера – 32.5 м, длинна с севера на юг – 12 км, ширина с востока на запад – 9 км.

Освежив свои потные тела прохладой озера, мы занялись благоустройством лагеря. Сегодня праздничный ужин и последний прощальный костер.

9.08.11

Утро. Сизый туман клубится над озером. И полная тишина. Не шелохнется даже лист на дереве и не слышно пения птиц. Местный сторож, Александр, вечером дал ключи от лодки, и я решил, пока все спят, ею воспользоваться.

Туман окутал все озеро и на расстояние 10 м уже ничего не видно. Но вот на востоке туман слегка порозовел и появился первый луч солнца. Затем огненным шаром появилось само светило, озарив все вокруг розовым цветом. И в этот миг, словно в концертном зале, с деревьев грянул многоголосьем птичий хор. Это гимн Восходящему Солнцу.

Днем народ принимал водные и солнечные ванны, гуляли по берегу и катались на лодке. Друг с другом переговаривались с легкой ленцой. Чувствовалось приближение расставания, и поэтому на лице у всех читалась легкая грусть.

В 17.00 за нами пришла родная для нас «Газель». Поблагодарив Александра за гостеприимство, мы поехали на встречу с городом. В салоне не слышно было шуток и смеха. Ребята ехали уставшие и задумчивые…

Большое спасибо за оказанную помощь в проведение похода-акции «Таганай для всех…»:

Директору ФГУ НП «Таганай» – Яковлеву Алексею Михайловичу
Председателю МГО ЧООО ВОИ – Котову Андрею Николаевичу
Старшему инспектору ФГУ НП «Таганай» – Юмину Павлу
Фельдшеру скорой помощи г.Челябинск – Гиниятуллиной Салиме
Сопровождающему – Арбузину Евгению (общественная организация «Молодая гвардия» г.Карталы)
Сопровождающему – Лепецкому Роману (общественная организация «Молодая гвардия» г.Карталы)
Большое спасибо жителям города Миасса за помощь в приобретении активных инвалидных колясках и снаряжения для походов.

P.S. Прошел месяц с момента нашего сложного похода. Прошла усталость. Остались фотографии и воспоминания.

При первой встрече с ребятами после похода я услышал от них вопрос: «Когда мы пойдем снова в горы?»

Во время похода, когда мы брели промокшие и уставшие, я думал, что ребят в горы больше не вытащить. А сейчас их тянет туда снова.

Мне вспомнился ответ одного альпиниста, когда его спросили, почему его тянет в горы. На что он ответил: «Горы, это как наркотик. Вначале пробуешь ради любопытства, а потом не можешь остановиться». Я понял, что ребята заболели той же болезнью, диагноз у нее – Горы!!!

Клуб туристов «Горизонты Урала» приглашает всех желающих стать членами клуба.

Наш адрес: г. Миасс, ул. Чучева, 5
Тел: 8-908- 589-62-10

Посмотреть фотоальбом маршрута
Категория: Мои статьи | Добавил: Кальяныч (26 Сентября 2011)